Ступени скорости

Трогаясь с места на парковке, двигаясь в плотном городском потоке, а затем выбираясь на просторную автомагистраль, мы выбираем необходимую нам скорость движения. Этим мы обязаны такому узлу автомобиля как коробка переключения передач (КПП). Без неё было бы невозможно реализовать все возможности двигателя, ведь он работает лишь в небольшом диапазоне оборотов.      Соблюдение скоростного режима, возможность двигаться экономично, возможность плавного трогания с места и разгона – то, что позволяет наличие КПП в транспортном средстве.

Итак, подробнее о Коробках передач. Они бывают ступенчатые (механические и автоматические) и бесступенчатые (вариаторы).

Механические коробки передач являются самыми простыми. Они бывают 2х и 3хвальными. Сидящие на валах шестерни находятся в постоянной связи друг с другом и лишь при определённых положениях селектора передач подключаются к валам. В зависимости от того, какие пары подключаются, изменяется скорость вращения выходного вала. Задняя передача, как правило, реализуется с помощью промежуточной шестерни, направляющей вращение вала в обратную сторону.

Все МКПП соединяются с двигателем с помощью так называемого «сухого» сцепления, основными деталями которого являются маховик, установленный на двигателе и фрикционный диск, установленный на первичном валу МКПП.

Соединяясь и разъединяясь, маховик и фрикционный диск связывают двигатель и МКПП, передавая вращение. Особенности конструкции фрикционного диска позволяют включать сцепление плавно и минимизируют рывки и удары. Как правило, Фрикционный диск на маховике закрывается корзиной сцепления, чтобы защитить от внешнего воздействия.

1-Маховик, 2 – Корзина сцепления, 3 – Фрикционный диск

     Автоматические коробки передач организованы несколько иначе: вместо сухого сцепления они используют гидротрансформатор, работающий за счёт вязкости масла, а за переключением передач и выключением сцепления занимается компьютер, который считывает с датчиков данные о скорости, нагрузке и о том, как сильно вы нажимаете на педаль газа.

Вариаторы изначально устанавливались на мототехнику, поскольку их конструкция позволяла передавать малый крутящий момент, но с ростом технологий и улучшением качества дорог они стали пересаживаться и под капот автомобилей.

Устройство вариатора довольно простое: между двух шкивов натянут клиновидный ремень. Каждый шкив разделён на две половинки, расстояние между которыми изменяется в зависимости от скорости и режима работы вариатора.

В остальном работа вариатора схожа с работой АКПП: водитель селектором выбирает режим работы, а гидротрансформатор отвечает за включение и выключение сцепления.

Раздаточная коробка соединяется с КПП и позволяет понижать передаточное отношение ещё на одну ступень. Так, при включённой пониженной передаче раздаточной коробки, можно двигаться на первой передаче ещё медленнее и, с учётом особенностей КПП, с большим крутящим моментом.

Как правило, раздаточную коробку устанавливают на внедорожники, штурмующие броды и крутые подъёмы, ведь для езды по обычным дорогам хватает крутящего момента первых двух передач КПП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *