Главная передача и дифференциал

Крутящий момент, идущий от коробки передач (и раздаточной коробки) необходимо направить к колёсам. Для этого-то и существует главная передача, перенаправляющая  направление крутящего момента и дополнительно увеличивающая крутящий момент. Конструкция такой передачи может быть разной в зависимости от того, какие колёса разгоняют автомобиль.

Существует понятие «колёсная формула», описывающее количество осей колёс, которые связаны с двигателем. Например, обычный городской седан, как правило, имеет колёсную формулу 4Х2, то есть из 4 колёс только 2 раскручиваются с помощью двигателя, остальные служат для того чтобы кузов не волочился по земле.

В автомобилях с колёсной формулой 4Х4, 6Х6 и 8Х8 2, 3 и 4 главных передачи соответственно. Они связаны с КПП приводными валами, которые могут передавать вращение под разными углами. Это очень важное свойство, ведь зачастую главные передачи находятся несоосно с КПП, а иногда и вовсе двигаются во время работы подвески.

Во время движения в повороте колёса автомобиля вращаются с разными скоростями. Если колёса будут жёстко связаны с главной передачей, то в повороте автомобиль обязательно занесёт, приводы будут испытывать колоссальные нагрузки, а покрышки будут стираться значительно быстрее из-за постоянного проскальзывания.

Для того чтобы избежать этого, существуют дифференциалы, которые распределяют вращение между колёсами в повороте. Как правило, их встраивают в главную передачу.

Самым распространённым типом дифференциалов является планетарный дифференциал. Главная передача вращает оси сателлитов, а те вращают планетарные шестерни. При разной скорости вращения колёс сателлиты начинают вращаться и передавать вращение на колесо, движение которого происходит быстрее.

Однако у этой конструкции есть один очень яркий недостаток: при наезде одного колеса на лёд, его сопротивление вращению резко падает и весь крутящий момент, который выдаёт КПП уходит на вращение этого самого колеса. Остальные колёса, способные сдвинуть автомобиль с места, остаются стоять на месте – автомобиль застрял.  На дорогах общего пользования такие ситуации – редкость, поэтому эта схема столь популярна, но есть автомобили, предназначенные для движения вне дорог или в особых условиях.

Для такого транспорта созданы дифференциалы повышенного трения и блокировки дифференциалов, которые принудительно распределяют вращение между колёсами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *